У меня есть убеждение, что я написал книгу «Зависть», которая будет жить века.
У меня сохранился её черновик, написанный от руки.
От этих листов исходит эманация изящества.
Юрий Олеша

Есть среди популярных детских авторов такие писатели, «взрослые» книги которых мы с интересом читаем и перечитываем спустя много лет после детства.  Таков Юрий Карлович Олеша (1899-1960), 120-летие  которого литературная Россия отмечает  в марте 2019 года.

Разумеется, детское знакомство с Олешей начинается с «Трёх толстяков». Революционная романтика, которой  пропитана эта история верной дружбы, давно превратилась в сказочные приключения, но гимнаст Тибул, и доктор Гаспар Арнери, и девочка Суок (потому что у жены Олеши была такая забавная фамилия)  - нисколько не изменились и всё так же прекрасны, как в двадцатые годы прошлого века. Сказка эта переведена на многие языки, она стала художественным фильмом, балетом, мультфильмом.  Но классиком отечественной литературы Юрия Карловича сделала не эта книга. В 1927 году он опубликовал «взрослый» роман «Зависть», – именно это произведение позволило ему долгие годы сохранять прочные позиции в литературном мире.

«Зависть» – страстный, спорный, эмоциональный роман, рассказывающий о драме интеллигента, который оказывается «лишним человеком» в послереволюционной России. Юрий Олеша не умел писать «темно и вяло», длинно и скучно, его проза искрится блестящими образами и афоризмами, чуть ли не каждый абзац по ёмкости и законченности равноценен новелле.
И автор награждает таким чудесным даром сознания и речи своего героя - Николая Кавалерова. Как любое  неординарное литературное произведение, роман преподносит читателю больше вопросов, чем ответов. 

Цитаты:

«Ужасна изжога зависти. Как тяжело завидовать! Зависть сдавливает горло спазмой, выдавливает глаза из орбит».

«Меня не любят вещи. Мебель норовит подставить мне ножку. Какой-то лакированный угол однажды буквально укусил меня. С одеялом у меня всегда сложные взаимоотношения. Суп, поданный мне, никогда не остывает. Если какая-нибудь дрянь - монета или запонка падает со стола, то обычно закатывается она под трудно отодвигаемую мебель. Я ползаю по полу и, поднимая голову, вижу, как буфет смеётся».

«А может быть, все же когда-нибудь в великом паноптикуме будет стоять восковая фигура странного человека, толстоносого, с бледным добродушным лицом, с растрепанными волосами, по-мальчишески полного, в пиджаке, сохранившем только одну пуговицу на пузе; и будет на кубе дощечка: НИКОЛАЙ КАВАЛЕРОВ. И больше ничего. И всё. И каждый увидевший скажет: «Ах!» И вспомнит кое-какие рассказы, может быть, легенды: «Ах, это тот, что жил в знаменитое время, всех ненавидел и всем завидовал, хвастал, заносился, был томим великими планами, хотел многое сделать и ничего не делал - и кончил тем, что совершил отвратительное, гнусное преступление…».

В общем, поводов обратить свой взор на эту книгу более чем достаточно. Приглашаем всех желающих посетить нашу выставку и открыть для себя «взрослого» Юрия Карловича Олешу.

 Место проведения выставки:

ДВГНБ, ул. Муравьёва-Амурского, 1/72,

3 этаж, выставочный зал.

Контактный телефон: 32 98 52.