Ерофей Павлович Хабаров (прозвище Святитский). Это имя занимает особое место в истории Сибири и Дальнего Востока. В его разносторонней деятельности сконцентрированы многие оттенки понятия «землепроходец». В «Российском энциклопедическом словаре» о Е. П. Хабарове сказано немного: «… русский землепроходец ... В 1649–1653 годы совершил ряд походов в Приамурье, составил «Чертеж реке Амуру». Об английском мореплавателе Джеймсе Куке куда больше информации, или, к примеру, о французском мореплавателе Ж. Ф. Лаперузе. В последние годы с выходом всевозможных новых справочников, энциклопедий сведений о Е. П. Хабарове дается значительно больше, но они настолько путаны и противоречивы, да и сама личность Ерофея Павловича вызывает больше вопросов, чем ответов. Здесь дается одна из версий описания его жизни и деятельности, не претендующая на истину.
Исследователи не пришли к единому мнению о датах жизни и смерти землепроходца. Границы даты рождения указываются в пределах от 1603 до 1610 гг., даты смерти – от 1667 до 1671 гг. Известно, что родился он в крестьянской семье. Родиной считают деревню Дмитриево (ок. Устюга Великого) Устюжского уезда (Нюксенский район Вологодской области). До 1628 г. с семьей жил в Сольвычегодске. В 1628–1630 гг. совершил с братом Никифором поездку в Сибирь в Мангазею, надеясь разбогатеть на соболином промысле. Мангазейский острог стоял на р. Таз в 180 км от устья. Оттуда Хабаров ушел на Пясину, где был целовальником, собирал пошлину. В 1630 г. он возвратился из Мангазеи, и в начале 1631 г. отправился в Москву, чтобы передать челобитную на имя царя с жалобой на действия воеводы Г. И. Кокорева, который поссорился со старым воеводой А. Ф. Палицыным. Дело доходило до вооруженных стычек. Хабаров принял сторону старого воеводы, и по этой причине взялся передать жалобу в приказ Казанского дворца, ведавшего делами Сибири. Этот один из многих случаев, указывает на активность молодого Е. Хабарова, не побоявшегося принять участие в воеводской сваре, его стремление к справедливости, умение поддержать слабого.
В 1631 г. он вновь с братом Никифором и племянником Артемием Филипповичем Петриловским уходит в Сибирь и оказывается на р. Енисей вблизи устья р. Тиса. На Енисее он занялся землепашеством, но решил идти дальше на восток. Нанял 27 работников и отправился на Лену. В 1632 г. обосновался в устье р. Куты, ныне населенный пункт Усть-Кут. В 1639 г. открыл здесь соляные источники, с помощью наемных работников основал впервые в Ленском крае соляные варницы. Доставка на Лену соли до тех пор была весьма тяжким делом. В следующем году он закладывает основы землепашества в Якутии, к 1641 г. он уже имел 26 десятин пашни. Это был первый, и к тому же успешный, опыт выращивания хлебов русскими в столь суровом крае. Завел мельницу, занимался торговлей и извозом, давал деньги в рост, став владельцем крупного хозяйства. Первые якутские воеводы П. П. Головин и М. Б. Глебов, выполняя царский наказ о заведении государственной пашни в Ленском крае, ничего не нашли лучшего как конфисковать у Хабарова пашни и соляные варницы. Но соляные варницы Е. П. Хабаров успел продать С. А. Шелковникову – основателю Охотского острога (1647).
В 1641 г. Хабаров поселился в устье р. Киренги, основал там селение, позднее назвал Хабаровкой. С помощью наемных людей распахал 60 десятин земли. В 1642 г. продал 900 пудов хлеба. Стал хлеботорговцем. В дальнейшем в челобитных он называл себя торговым человеком. В 1643 г. якутский воевода Петр Головин счел слишком малой десятую часть жатвы, что по уговору отдавал ему Хабаров, потребовал вдвое больше, и под предлогом того, что Е. П. Хабаров отказался принять на поселение рядом с собой четырех украинских ссыльных, отобрал все его владения: землю, 3000 пудов хлеба, соляную варницу; а самого хозяина засадил в Якутском остроге в тюрьму, из которой Е. П. Хабаров вышел в конце 1645 г.
К этому времени уже от членов похода на Амур под руководством письменного головы Василия Даниловича Пояркова (1643–1646) разнеслись слухи о богатствах нового края – «Даурской землицы». Дошли они и до Е. П. Хабарова. До этого он уже знал о походах Ивана Москвитина на берег Охотского моря (на Ламу), атамана Максима Перфильева (1639), письменного головы Еналея Бахтеярова (1641) в верховья Витима, с которыми был лично знаком. Теперь он и от поярковцев получил информацию о путях, которыми они добирались на Амур, о трудностях и неудачах этой экспедиции в пути; сопоставлял новые данные с уже имеющимися о прежних походах. Незаурядный предприимчивый ум, душа землепроходца тянули Е. П. Хабарова в новые дали. Но сам попытать удачи на Амуре он не решался. Главная причина заключалась в том, что у него не было наличных денег, чтобы поднять вопрос о подготовке экспедиции на Амур. Нужен был либо денежный кредит, либо возможность обеспечения работы отряда за счет казны. Реальных шансов ни на то, ни на другое у Е. П. Хабарова не было, т. к. у него не сложились взаимоотношения с якутской администрацией, которая всячески стремилась притеснить этого умного и принципиального человека.
Но, на его счастье, на смену П. П. Головину в 1648 г. в Якутск был направлен другой воевода – ливонский немец по происхождению, Дмитрий Андреевич Францбеков (Фаренсбах). При движении к новому месту службы он на зимовку остановился в Илимском остроге. К нему 6 марта 1649 г. обратился с челобитной Ерофей Хабаров. Он писал, что знает путь по Олекме на Амур, который много легче, чем тот, которым ходил Поярков, и просил отправить с ним 150 человек, обязуясь снарядить их за свой счет и привести «прибыль великую» русскому царю. В аргументах Хабарова воевода почувствовал не просто личный интерес промысловика, а государственный подход к освоению новых земель на Дальнем Востоке. Францбеков видел, что этот отважный человек с его предприимчивым умом сможет организовать большое дело, в котором выгодно могут совместиться лично его, Францбекова, и государственные интересы. Вскоре пришел ответ – «наказ» воеводы Францбекова: «...велели ему, Ерофейке, идти и с ним охочим, служилым и промышленным людям ста пятидесяти человекам, или сколько может прибрать, которые похотят без государева жалования идти, по Олекме и по Тунгирю рекам ...». В походе предписывалось действовать мирными средствами. Воевода выдал из государственной казны оружие, порох, свинец.
Хабарову не удалось собрать 150 человек, с ним согласились пойти только 70. На их снаряжение Ерофей Павлович израсходовал 3500 рублей, подписав на себя кабальные обязательства. Часть людей были набраны в Илимске, и уже в марте 1649 г. они отправились в путь; остальные присоединились к отряду в Якутске. Осенью вышли из Якутска. Путь был долгим и нелегким. К морозам добрались до устья р. Тугир (ныне Тунгир). Здесь прожили до середины зимы и в январе 1650 г. на нартах пошли вверх по Тугиру, перевалили через Олекминский Становик. Весной добрались до Урки. Через несколько месяцев достигли р. Урки, впадающей в Амур (в наши дни на берегу этой речки расположена крупная железнодорожная станция Ерофей Павлович). С этих мест начиналась Даурская земля – владения князя Лавкая. Дауры встретили казаков недружелюбно, и не решившись идти дальше со своим малочисленным отрядом, Е. П. Хабаров, оставив около 50 человек в "Лавкаевом городке", возвратился в Якутск. Он надеялся, что с подкреплением удастся пройти дальше.
Из первого похода Хабаров вернулся без добычи, но привез чертеж Даурской земли – первую карту края. Этот чертеж стал одним из основных источников при создании карт Сибири в 1667 и 1672 гг. В его отписках, составленных во время похода, рассказывалось обо всем виденном на пути, о богатствах Даурии, ее щедрых землях, пушном звере и рыбном изобилии в Амуре. Францбеков сумел оценить добытые сведения и незамедлительно отправил хабаровский чертеж, вместе с обстоятельным отчетом в Москву. Якутский воевода писал: «... тебе, государю, будет прибыль большая, и в Якутский острог ... хлеба присылать будет не надобно, ибо Даурская земля будет прибыльнее Лены, а сказывал он, Ярко [Хабаров], нам, холопам твоим, что и против всей Сибири будет место в том украшено и изобильно».
В Якутске Хабаров начал набирать добровольцев, распространяя преувеличенные сведения о богатствах Даурии. Рассказ Е. П. Хабарова и его спутников увлек многих. Нашлось 110 "охочих" людей. Францбеков дал 27 "служилых" с тремя пушками, запасом свинца и пороха во главе с Терентием Чичегиным. Вместе с теми, кто и раньше ходил на Амур, набралось около 160 человек. На снаряжение отряда Е. П. Хабаров затратил 4000 рублей. Он выдавал деньги на прокормление вперед на три года. Документы показывают, что бывший землепроходец значительную часть этой суммы занял с условием возврата с процентами. Воевода назначил Хабарова приказным человеком Даурской земли, т. е. официально признал государственное значение экспедиции.
С этим отрядом Хабаров в середине лета 1650 г. вновь выступил из Якутска. Осенью, пройдя знакомой дорогой, он дошел до Амура. Оставленных им казаков он нашел ниже по Амуру у укрепленного городка Албазин. В течение трех лет отряд Хабарова стремился привести «под государеву руку» народы, населяющие Приамурье, и обязать их постоянно «давать ясак» государю; закрепиться на новой «приисканной» территории. Они строили дощаники, посты, используя их как опорные пункты для сбора ясака и дальнейшего продвижения на «новые землицы», а также как укрытия в случае нападения со стороны военизированных отрядов местного населения. Периодически часть отряда с ясаком Е. П. Хабаров отправлял в Якутск.
Однако Хабаров понимал, что с его малочисленным войском нельзя овладеть территорией; весной, как только Амур вскрылся, он оставил Ачанский острог и поплыл на судах против течения. В Гиляцкой земле Хабаров встретил новую зиму, а весной 1653 г. вернулся на Зею, обосновался и принялся высылать отряды вверх и вниз по Амуру для сбора ясака. Весь левый берег Амура опустел: по приказу маньчжурских властей жители перешли на правый берег.
В то время он и вообразить не мог, как раскатилась слава о его завоеваниях и о несметных богатствах Даурской земли. Из Якутска в Москву шли депеши, из которых следовало, что без воинской силы не удержать в повиновении столь обширную землю. Было решено основать новое – Даурское воеводство, а пока для подготовки всех дел из Сибирского приказа был послан московский дворянин Дмитрий Зиновьев. В августе 1653 г. с отрядом в 150 казаков пришел он на Зею, и предъявил царский указ Хабарову, предписывающий ему, Зиновьеву, "всю Даурскую землю досмотреть и его, Хабарова, ведать". И тут же, не откладывая столь важного дела, оттрепал Хабарова за бороду и по наветам обиженных и недовольных устроил дознание.
Ерофей Хабаров отличался крутым нравом, поэтому в челобитных, что получал Зиновьев, говорилось о разных притеснениях, и о том, что Хабаров "делу не радел, а радел своим нажиткам". Зиновьев арестовал его, забрал все вещи и отправил в Москву. В Москве, в Сибирском приказе, присудили все Хабарову вернуть. Он написал царю челобитную, где припомнил все – и хлеб, отнятый Головиным, и пожалованные червонцы, которые так и не дошли до него, т то, что он "четыре земли привел под государеву руку", что не так просто все это было, а "кровь свою проливал и раны терпел". Царь за те лишения пожаловал его в боярские дети и назначил управителем приленских деревень от Усть-Кути до Чечуйского волока. Однако в Даурские земли Хабарова не пустили, хоть он и просился "для городовых и острожных поставок и для поселения и хлебныя пахоты". Видно, сил в нем много еще оставалось, раз рассчитывал взяться за такую работу.
Неизвестно, где умер и где похоронен Ерофей Павлович Хабаров, один из первых исследователей Амура (много селений приписывают себе место его захоронения), но имя его сохранили потомки: самый большой город на Амуре – центр Хабаровского края – называется Хабаровск. Там, где Великий Сибирский железнодорожный путь пересекает р. Урку, по которой плыл великий землепроходец на Амур, стоит станция, носящая название Ерофей Павлович. И не случайно Н. Н. Муравьев-Амурский, давая имена городам и селениям, именно такому городу как Хабаровск дал имя этого первопроходца, исследователя, первого предпринимателя.