Задача введения всеобщего начального обучения, которая была поставлена ещё в начале XX века, оказалась решена только в период формирования советской образовательной системы. В монографии на основе широкого круга источников по истории Сибири и Дальнего Востока показано взаимовлияние процессов модернизации общественно-политической системы в 1917–1930-е гг. и формирования советской модели педагогического образования, которая была напрямую связана с реализацией политики введения всеобщего обучения и формирования адекватной государственным задачам концепции воспитания молодого поколения. Монография даёт представление о ранее малоизученных аспектах региональной истории педагогических учебных заведений, реформаторских инициативах местного профессионального сообщества по развитию педагогического образования, сложном и часто противоречивом пути к формированию устойчивой советской модели подготовки педагогических кадров в условиях введения всеобщего начального обучения.

Монография написана на основе историко-педагогической литературы разных поколений исследователей, доступных опубликованных материалов, малоизвестных и ранее не введённых в научный оборот архивных и иных исторических источников. В работе использованы иллюстрации и фотографии из фондов региональных архивов и музеев, а также открытых источников.