Л.Б. Киселёва, заведующий отделом научно-методической работы ДВГНБ

Библиотечное обслуживание населения является важнейшим компонентом реализации государственной социально-экономической политики государства, способствующей образованию и культурному развитию граждан страны. Просветительская, гражданская, мемориальная функции библиотек делают их очагами современной цивилизации и культуры.

В настоящее время на территории Хабаровского края библиотечное обслуживание осуществляют 328 общедоступных библиотек, в т. ч. 2 государственных центральных – Дальневосточная государственная научная библиотека и Хабаровская краевая специализированная библиотека для слепых и 326 муниципальных библиотек. В 2009 году в 11 муниципальных районах и двух городских округах гг. Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре функционировали 14 централизованных библиотечных объединений. В шести муниципальных районах края библиотечное обслуживание осуществлялось в режиме децентрализованного управления, что явилось результатом воздействия административной реформы, проходящей в стране, и реализации Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Согласно новому законодательству муниципальные образования самостоятельно выбирают вариант организации библиотечного обслуживания населения.

48 библиотек края по решению органов местного самоуправления функционируют в рамках клубных структур (домов культуры, центров культуры и досуга и др.). 231библиотека (70,4 % от общего количества библиотек края) обслуживает сельское население. Дети до 14 лет являются пользователями 39 специализированных детских библиотек в муниципальных районах края и Центра детского чтения на базе ДВГНБ в краевом центре. Пять детских библиотек расположены в сельской местности. На территории компактного проживания народов Севера население обслуживают 166 библиотек.

За последние пять лет стационарная сеть общедоступных библиотек существенно не изменилась. В рамках оптимизации бюджетного финансирования и реформенных преобразований было закрыто семь библиотек (2 % от общего количества). Внестационарная сеть библиотек имеет устойчивую тенденцию к сокращению ввиду закрытия предприятий и организаций, миграционного оттока и естественной убыли населения, недостаточного комплектования и транспортного оснащения. Динамический индекс количества библиотечных пунктов за последний пятилетний период составил 95,7 %.

Несмотря на трудности, библиотеки в силу их общедоступности остаются самыми посещаемыми учреждениями культуры. В 2009 году число посещений библиотек в традиционном режиме составило 3,2 млн. единиц, в электронном формате (посещений веб-сайтов или обращений на сервер) – 232,7 тыс. О возрастании досуговой функции библиотек свидетельствует число посещений массовых мероприятий – 475,6 тыс. единиц на конец 2009 года. По данным государственной статистики каждый третий житель края является пользователем общедоступной библиотеки. Процент охвата населения библиотечным обслуживанием на начало 2010 года составил 35,4 % (увеличившись за последние пять лет на 2 %). Общее число пользователей государственных центральных и муниципальных общедоступных библиотек на начало 2010 года составило 495,2 тыс. человек, в т.ч. 440,7 тыс. человек на муниципальном уровне. 108,3 тыс. пользователей были зарегистрированы в библиотеках сельской местности. Статистика показывает увеличение числа пользователей библиотек за последний пятилетний период на 19,4 тыс. человек или 4,1 %; числа посещений массовых мероприятий на 55,4 тыс. единиц или 13 %, что говорит о востребованности библиотек обществом.

Не секрет, что качество библиотечного обслуживания во многом зависит от уровня развития библиотечного фонда (его объёма, состояния и степени обновления). На начало года совокупный библиотечный фонд общедоступных библиотек составил 9,1 млн. экз. В среднем на одну библиотеку приходится 27,7 тыс. книг. По итогам 2009 года в фонды общедоступных библиотек поступило 265,6 тыс. экз., в среднем 0,8 тыс. на одну библиотеку (0,2 тыс. на одну сельскую библиотеку). Положительная динамика в сторону увеличений новых поступлений наметилась лишь в последние годы. К сожалению, по муниципальным библиотекам до настоящего времени выбытие литературы (214,2 тыс. экз. в 2009 году) всё ещё превышает количество новых поступлений (161,4 тыс. экз. за этот же период) в связи с активным освобождением библиотек от пассивной части фонда (литературы, потерявшей свою актуальность и физически изношенной) и низкой степенью обновляемости.

По нормативу ИФЛА публичные библиотеки должны полностью обновлять свои фонды за 10 лет, а исходя из объёма новых поступлений в библиотеки края это станет возможным лишь через 29 лет. Число новых поступлений в расчёте на 1000 жителей составило 189,6 экз. (рекомендуемый норматив ИФЛА/ЮНЕСКО - 200-250 единиц). В муниципальных районах края этот показатель выглядит более критически и составляет 115 экз.

Книгообеспеченность одного жителя края, по сведениям, предоставленным в территориальные органы управления, составила 6,5 экз., одного читателя – 18,4. По данному показателю Хабаровский край занимает серединную позицию среди субъектов Российской Федерации – 32-44 место из 88, что в условиях дотационного региона является неплохим результатом.

Показатель использования библиотечного фонда, каким является книговыдача, за последние пять лет несколько уменьшился (на 5,6 %) и составил на начало 2010 года 9,8 млн. экз., в сельской местности 2,5 млн. экз. Относительный показатель интенсивности чтения (читаемость) уменьшился на 2,0 %, составив по краю 19,7 единиц (хотя по государственным центральным библиотекам он по прежнему высок – 22,9). Эти факты говорят о малом соответствии качественного состава фондов запросам читателей.

Для кардинальных изменений в области комплектования необходимо скорейшее решение финансовых проблем, что зависит не только от местных бюджетов, но и от желания местных администраций развивать общедоступные библиотеки, соблюдения нормативов на финансирование комплектования в условиях постоянного подорожания книжной продукции и периодики, и, конечно, от инициативы и предприимчивости самих библиотек.

В 2008 году по инициативе партии «Единая Россия» из федерального бюджета были выделены субсидии на комплектование фондов общедоступных библиотек муниципальных образований на 2008-2010 годы. Из расчёта количества жителей края в 2008 году муниципальным библиотекам было выделено 3,0 млн. рублей, в 2009 году 4,5 млн. рублей. Возросла ответственность отдельных муниципальных органов власти и самих ЦБС за конечный результат, что говорит о положительном влиянии децентрализации средств на комплектование книжных фондов. Так, увеличилось финансирование на комплектование из местных бюджетов в Комсомольском, Солнечном, Хабаровском муниципальных районах, округах гг. Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре. Хотя многолетняя привычка к ожиданию средств из краевого бюджета ещё сильна.

Частичным решением проблемы книгообеспеченности населения может стать развитие внутрисистемного книгообмена, успешно развивавшегося в 70-80 годы ХХ века. Для этого необходимо обеспечить центральные библиотеки районов транспортными средствами для доставки литературы в поселения по заказу читателей. В настоящее время только три библиотечные системы (в Верхнебуреинском, Комсомольском районах и г. Комсомольске-на-Амуре) имеют автотранспорт.

В условиях конкуренции с электронными носителями информации, широких возможностей использования глобальной информационной сети Интернет, падения интереса к чтению у значительной части взрослого и детского населения большое значение придаётся модернизации библиотечного обслуживания на основе новых информационных технологий. Актуализировались проблемы создания электронных каталогов, полнотекстовых коллекций, обеспечения интерактивного режима пользования на библиотечных сайтах (виртуальные справки, консультации, форумы, блоги, электронные викторины и пр.). На это нацеливает публичные библиотеки Модельный стандарт второго поколения, принятый РБА в 2008 году. А в утверждённой президентом России «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации» среди контрольных показателей на период до 2015 года значится: переведение 50 % библиотечных фондов и 100 % каталогов в электронный формат.

К сожалению, на сегодняшний день данные установки остаются долгосрочным ориентиром для общедоступных муниципальных библиотек. Пока же речь идёт об элементарном материально-техническом оснащении. Темпы развития информатизации остаются крайне низкими. На начало 2010 года только 127 библиотек края из 328 компьютеризированы (38,7 %), 26 библиотек (7,9 %) имели доступ в Интернет, 122 библиотеки (37,2 %) имели телефонную связь. Для ускорения темпов информатизации нужны не только серьёзные финансовые вливания, но и хорошо обученный библиотечный персонал.

В настоящее время в библиотеках края работают 1064 специалиста, в том числе 50,8 % имеют высшее образование, 39,8 % среднее специальное образование. 50,9 % работников – дипломированные библиотекари. Этот традиционно высокий показатель. Однако внедрение современных технологий предъявляет совершенно новые требования к профессиональной подготовке библиотечных кадров. Необходимостью становится поддерживать систему непрерывного образования в партнёрстве со всеми заинтересованными учреждениями и организациями. Специалисты края имеют возможность ежегодно обучаться в Центре профессионального развития библиотечных работников Дальневосточного региона на базе ДВГНБ, Учебно-методическом центре краевого научно-образовательного творческого объединения культуры, получать профессиональное образование как в очной, так и в заочной форме в единственном на Дальнем Востоке вузе, дающем профессиональное образование – Хабаровском государственном институте искусств и культуры. С 2001 года профессиональное мастерство библиотечных кадров ежегодно стимулируется в рамках краевого конкурса на лучшее библиотечное обслуживание под эгидой министерства культуры Хабаровского края.

Дальнейшие перспективы общедоступных библиотек края будут связаны с созданием системы корпоративной каталогизации (с центром в ДВГНБ), сохранением книжных фондов (в том числе книжных памятников), внедрением новых технологий в информационно-библиотечное обслуживание, совершенствованием нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность библиотек, развитием библиотечного персонала. В сельской местности определённым прорывом станет создание модельных библиотек. Данные направления будут отражены в комплексных и целевых программах и проектах, как на региональном, так и на муниципальном уровнях. Ряд проектов будут традиционно поддерживаться в рамках федеральной целевой программы «Культура России». Обновление содержания деятельности библиотек будет связано с инновационными формами и приёмам деятельности, развитием библиотечного сервиса, специализации и профилирования, возрастанием социальной и досуговой функций библиотек.